Доступная среда

Инфраструктура, приспособленная для занятий инвалидов и лиц с ограниченными возможностями (ОВЗ)

Специально оборудованные учебные кабинеты

Для организации образовательной деятельности в МБДОУ «Детский сад №3» функционирует 7 групп общеразвивающей направленности, 2 группы компенсирующей направленности.

Раздевальная (приемная) - предназначена для приема детей и хранения верхней одежды. Шкафы для одежды и обуви оборудованы индивидуальными ячейками - полками для головных уборов и крючками для верхней одежды. Каждая индивидуальная ячейка маркируется. В раздевальных предусмотрены условия для сушки верхней одежды и обуви детей. Также в приемной расположены информационные уголки для родителей.

Групповая - предназначена для проведения игр, занятий и приема пищи. Подбор мебели и маркировка проводится с учетом роста детей. Каждая групповая оснащена мебелью для размещения игрового развивающего материала и для организации различных видов деятельности детей, в том числе детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.

В ДОУ, для реализации образовательной программы дошкольного образования, создана разнообразная по содержанию развивающая предметнопространственная среда, которая постоянно пополняется и обновляется, обеспечивая возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности. При формировании среды осуществлялся подбор материалов, игр, оборудования и инвентаря в соответствии с особенностями возраста детей, охраны и укрепления их здоровья. Созданная в дошкольном учреждении развивающая предметно-пространственная среда является содержательно-насыщенной. Включает в себя средства обучения, материалы, инвентарь, игровое, спортивное оборудование, которые позволяют обеспечить игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность детей, экспериментирование с материалами, доступными детям; в том числе развитие крупной и мелкой моторики; участие в подвижных играх и соревнованиях; эмоциональное благополучие детей, возможность самовыражения.

Для детей младшего дошкольного возраста в основе лежит предметная деятельность малышей.

В средних группах приоритетными являются сюжетно-ролевые игры, а в группах старшего дошкольного возраста особое внимание обращено на оснащение познавательно- исследовательских уголков.

Кроме этого, игровой материал для возрастных групп подбирается с учетом поэтапного добавления игрового материала для нового типа игры и усложнения игрового материала для уже освоенного типа. Вариативность среды проявляется в наличии различных пространств для игры, конструирования, уединения, а также в разнообразных материалов, игр и игрушек, обеспечивающих свободный выбор детей. Игровой материал периодически меняется, появляются новые предметы в группах и кабинетах специалистов, стимулирующих разнообразную детскую деятельность. Трансформируемость обеспечивает возможность изменения пространства группы в зависимости от образовательной ситуации, в том числе меняющихся интересов и возможностей детей. Соблюдаются требования к игрушкам для детей дошкольного возраста – они полифункциональны, гибко используются в соответствии с замыслом ребенка, сюжетом игры в разных функциях. Имеются игрушки для применения в совместной деятельности группой воспитанников, обладающие дидактическими свойствами, с их помощью педагоги обучают детей конструированию, знакомят с цветом. Доступность развивающей предметно-пространственной среды обеспечивает свободный доступ детей, в том числе детей с ОВЗ, детей-инвалидов к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности; исправность и сохранность материалов и оборудования. Дети с ОВЗ, посещающие группы компенсирующей направленности имеют свободный доступ во все помещения, где организуется образовательная деятельность. Материалы для младшего возраста размещаются на открытых полках, а сами материалы подобраны внешне привлекательные, яркие. Все игрушки и пособия, находящиеся в группе, доступны для ребенка, это способствует развитию его активности, самостоятельности. Сотрудники постоянно следят за тем, чтобы игрушки и оборудование были исправны. Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает возможность для уединения. В каждой возрастной группе в целях обеспечения возможности уединения ребенка, возможности расслабиться, устранить беспокойство, возбуждение, скованность, снять эмоциональное и физическое напряжение, восстановить силы, увеличить запас энергии, почувствовать себя защищенным создан «Уголок уединения». В уголке представлены альбомы, книги, телефон, игрушки для релаксации, игрушки-забавы. Развивающая предметно-пространственная среда в группах компенсирующей направленности, создает возможность для успешной реализации адаптированной образовательной программы дошкольного образования. Наполнение развивающих уголков в группе соответствует изучаемой лексической теме, что создает дополнительную возможность для успешного устранения речевого дефекта, преодоления отставания в речевом развитии. У учителя-логопеда есть специальные технические средства обучения и дидактические пособия: зеркало с лампой дополнительного освещения, комплекты зондов для постановки звуков; шпатели; вата, марлевые салфетки; дыхательные тренажеры, пособия для развития дыхания. Речевые уголки имеют дидактические пособия и игры для автоматизации и дифференциации свистящих, шипящих звуков, аффрикат, сонорных и йотированных звуков; картотеки словесных игр. Для повышения интереса для детей с ОВЗ к выполнению артикуляционной гимнастики имеется логопедическая игрушка «Бегемотик».

При формировании развивающей предметно - пространственной среды учитываются образовательные потребности детей-инвалидов. Для таких детей развивающие уголки наполнены игрушками, дидактическими играми, пособиями, развивающие крупную и мелкую моторику. Содержимое развивающей предметно-пространственной образовательной среды групп соответствует требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования. Групповые помещения не загромождены мебелью, в них достаточно места для передвижений детей, острые углы и кромки мебели закруглены. Используемые игрушки безвредны для здоровья детей, отвечают санитарно-эпидемиологическим требованиям и имеют документы, подтверждающие безопасность. При проектировании развивающей предметно-пространственной среды учитывается целостность образовательного процесса образовательных областей: социально-коммуникативного развития, познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического развития.

Познавательное развитие

Уголок познавательно-исследовательской деятельности

Уголок природы

Уголок безопасности

Сенсорный уголок

Демонстрационный и раздаточный дидактический материал

Речевое развитие

Демонстрационный и раздаточный дидактический материал по развитию речи и обучению грамоте

Книжный уголок

Речевой уголок

Социально - коммуникативное развитие

Уголок безопасности

Уголок природы

Патриотический уголок, уголок дежурных

Игровой материал для сюжетно-ролевых игр: «предметы оперирования», «игрушки-персонажи», «маркеры игрового пространства»

Демонстрационный и раздаточный дидактический материал

Художественно- эстетическое развитие

Музыкальный уголок, уголок изобразительной деятельности

Уголок конструирования (строительный материал, конструкторы)

Уголок театрализации

Демонстрационный и раздаточный дидактический материал

Театрализованные зоны в каждой возрастной группе Физическое развитие

Спортивный зал (гимнастические стенки, гимнастические мячи, различные тренажеры, мячи различного назначения, нестандартное оборудование и т.д.);

Физкультурный уголок, уголок здоровья во всех возрастных группах

Спальня - предназначена для организации дневного сна детей. В спальнях расставлены кровати. Дети обеспечены индивидуальными постельными принадлежностями, полотенцами, предметами личной гигиены. Постельное белье маркируется индивидуально для каждого ребенка.

Буфетная - предназначена для подготовки готовых блюд к раздаче и мытья столовой посуды.

Туалетная совмещенная с умывальной - здесь установлены умывальные раковины с подводкой горячей и холодной воды для детей, рядом с умывальниками установлены вешалки для детских полотенец, кроме того, в туалетных установлены душевой поддон, шкаф для уборочного инвентаря. В туалетных для детей раннего возраста оборудованы шкаф (стеллаж) с ячейками для хранения индивидуальных горшков, слив для их обработки. В туалетных для детей в возрасте от 3 до 7 лет установлены детские унитазы в закрывающихся кабинах.

Объекты для проведения практических занятий

В МБДОУ «Детский сад №3» оборудованы следующие помещения для проведения практических занятий с детьми, в том числе приспособленных для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья: музыкальный зал, физкультурный зал, кабинет педагога-психолога, кабинет учителя-логопеда.

Вид помещения Функциональное использование Оборудование
Музыкальный зал Проведение музыкальной деятельности, праздников, развлечений, утренней гимнастики, индивидуальных занятий с детьми, детьми с ОВЗ, детьми-инвалидами. Фортепиано, детские музыкальные инструменты, музыкальные дидактические игры, картотеки, фонотека, нотный материал, музыкальный центр, микрофоны.
Физкультурный зал Проведение занятий по физической культуре, утренней гимнастики, индивидуальных занятий с детьми, детьми с ОВЗ, детьми-инвалидами. Спортивное оборудование и спортивный инвентарь, корзины для мячей, гимнастическая стенка, маты, детские тренажеры, фитболы, нестандартное оборудование и т.д.
Кабинет педагога-психолога Проведение  подгрупповой и индивидуальной развивающей и коррекционной работы с детьми, в том числе детей с ОВЗ и детей-инвалидов, а также для проведения консультативной и просветительской работы с педагогами и родителями (законными представителями) воспитанников. Диагностический и коррекционный материал, развивающие игры, дидактические и наглядные пособия, игрушки.
Кабинет учителя-логопеда Проведение  подгрупповой и индивидуальной коррекционной работы с детьми с ОВЗ, детьми-инвалидами, по устранению речевых дефектов и предупреждению возможных трудностей в усвоении школьных знаний, обусловленных речевым недоразвитием, а также для проведения консультативной и просветительской работы с родителями (законными представителями) воспитанников. Диагностический и коррекционный материал, развивающие игры, дидактические и наглядные пособия, игрушки.
Спортивная площадка Проведение занятий по физической культуре, спортивных и подвижных игр, с детьми, детьми с ОВЗ, детьми-инвалидами. Баскетбольный щит, волейбольная сетка, яма для прыжков, беговая дорожка, спортивный инвентарь.
Экологическая тропа Наблюдение за живой природой, проведение занятий по экологическому воспитанию с детьми, детьми с ОВЗ, детьми-инвалидами. Зеленая аптека, сельский дворик, пернатый мир, альпинарий, огород, лесная опушка, березовая рощица, жужжащий и ползающий мир, пасека.
Тропа здоровья Организация босохождения в теплое время года с детьми, детьми с ОВЗ, детьми-инвалидами. Речная галька, искусственная трава, крупные круглые камни, деревянная ребристая поверхность, деревянные пеньки, крупные детали от напольного конструктора с ребристой поверхностью.

Библиотека

Библиотека расположена в методическом кабинете, оснащена оборудованием, обеспечивающим работу с компьютером, принтером. Деятельность библиотеки регламентируется нормативно-правовым актом «Положение о бесплатном пользовании библиотеками и информационными ресурсами, порядке доступа педагогических работников к информационно-телекоммуникационным сетям и базам данных, учебным и методическим материалам, материально-техническим средствам обеспечения образовательной деятельности в МБДОУ «Детский сад №3».

Спортивные объекты

Физкультурный зал предназначен для проведения утренней гимнастики, занятий физической культурой, физкультурных праздников и досугов, а также соревнований, в том числе детей с ОВЗ, детей-инвалидов, а также с семьями воспитанников. Оборудование зала включает:

- оборудование для профилактики плоскостопия (массажные дорожки, массажные мячи и др.);

- игровое спортивное оборудование;

- разнообразный спортивный инвентарь для физического развития детей разного возраста (мячи, обручи, гантели, флажки, ленты, скакалки, мешочки для метания и др.).

Созданная развивающая предметно-пространственная среда в физкультурном зале позволяет успешно реализовать образовательную программу дошкольного образования, адаптированную образовательную программу дошкольного образования.

Средства обучения и воспитания

Согласно п.26.ст.2 ФЗ от 29.12.12 №273-ФЗ «Об образовании в РФ», к средствам обучения и воспитания относятся приборы, оборудование, включая спортивное оборудование и инвентарь, инструменты (в т.ч. музыкальные), учебно- наглядные пособия, компьютеры, информационно-коммуникативные сети, аппаратно-программные и аудиовизуальные средства, печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы и иные материальные объекты, необходимые для организации образовательной деятельности.

Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организации

Для доступа в здание имеется: вертикальный подъемник, поручни, кнопка вызова сотрудника, табличка с реквизитами организации, выполненная шрифтом Брайля.

Специальные условия питания

Одним из факторов, обеспечивающих гармоничный рост, полноценное физическое и нервное развитие детского организма, устойчивость к действию инфекций и других неблагоприятных воздействий окружающей среды является организация рационального питания в ДОУ. Основными принципами питания в детском саду являются:

-обеспечение достаточного поступления всех питательных веществ;

-соблюдение режима питания;

-выполнение правил технологии приготовления блюд.

В МБДОУ «Детский сад №3» организовано 4-х разовое питание, завтрак, второй завтрак (фрукты, сок), обед, полдник, на основании примерного десятидневного меню, утвержденного заведующим. Проводится «С» - витаминизация третьего блюда. Данные о витаминизации блюд заносятся медицинским работником в журнал проведения витаминизации третьих и сладких блюд. В пищу добавляется йодированная соль, соблюдается питьевой режим. Контроль за питанием осуществляют медсестра и заведующий детским садом. Соблюдаются требования к хранению продуктов: в наличии контейнеры, стеллажи, поддоны. Для хранения скоропортящихся продуктов имеется холодильное оборудование. Шеф-повар ежедневно ведет журнал контроля температурного режима холодильников. При хранении продуктов питания соблюдается товарное соседство. Продукты питания поставляются в детский сад, согласно поданным заявкам и принимаются на склад с обязательным набором сопроводительных документов: накладная, счет-фактура, сертификат качества и ветеринарная справка. Входной контроль поступающих продуктов осуществляется кладовщиком. Результаты контроля регистрируются в журнале бракеража скоропортящихся пищевых продуктов, поступающих на пищеблок. Прием пищевых продуктов и продовольственного сырья осуществляется при наличии документов, подтверждающих их качество и безопасность. В правильной организации питания детей большое значение имеет создание благоприятной и эмоциональной и окружающей обстановке в группе. Группы обеспечены соответствующей посудой, удобными столами. Блюда подаются детям не слишком горячими, но и не холодными. Воспитатели приучают детей к чистоте и опрятности при приеме пищи. Создание отдельного меню для детей с ОВЗ не практикуется.

Специальные условия охраны здоровья

Медицинское обеспечение воспитанников дошкольного учреждения осуществляется медицинской сестрой, находящейся в штате медицинского учреждения. Систематически осуществляется медико-педагогический контроль, затрагивающий различные вопросы охраны жизни детей: за соблюдением гигиенических требований к нагрузке на занятиях, за организацией режимных моментов и проведением прогулок, за прохождением адаптации вновь поступивших детей. Немалую роль в процессе укрепления и охраны здоровья детей в ДОУ играет оснащение медицинского блока оборудованием и медикаментами.

Медицинский блок состоит из:

- медицинского кабинета, оснащенного необходимым оборудованием;

- процедурного кабинета, оснащенного необходимым оборудованием;

- 2-х изоляторов, оборудованных на четырех детей.

Соблюдаются санитарно-гигиенические требования:

- все помещения ДОУ проветриваются 3-5 раз в день в отсутствии детей (сквозное и угловое проветривание);

- в помещениях подобраны комнатные растения, соответствующие программе;

- поддерживается оптимальная температура воздуха в пределах 19° С – 22° С;

- обеспечивается высокая культура гигиенического обслуживания детей (туалет, кормление, сон, одевание на прогулки);

- выдерживается оптимальный двигательный режим.

Так же для поддержания и укрепления здоровья детей созданы благоприятные условия в групповых помещениях. В целях предупреждения детского травматизма в детском саду регулярно (не менее 2 раз в год) проводятся инструктажи педагогического персонала, беседы с родителями, занятия с детьми по безопасности жизнедеятельности, профилактике дорожно-транспортного травматизма.

Поставлена на хороший уровень организация физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы:

- закаливание;

- оздоровительные прогулки на свежем воздухе;

- умывание прохладной водой перед каждым приемом пищи, после каждого загрязнения рук;

- воздушные ванны до и после сна; -ходьба босиком в обычных условиях и по ребристым дорожкам;

- спортивные развлечения.

Имеется физкультурный зал со всем необходимым оборудованием. Занятия по физическому развитию проводятся в традиционных и нетрадиционных формах. Для объективной оценки качества проведения физкультурно-оздоровительных мероприятий медсестрой постоянно проводится медицинский контроль с помощью метода индивидуального хронометража, определения общей плотности занятия, двигательной активности во время занятия.

Доступ к информационным системам

Доступ обучающихся к электронным образовательным ресурсам не предусматривается.

Для обеспечения доступа к информации, представленной на официальном сайте МБДОУ "Детский сад №3" и ее использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья, установлена версия для слабовидящих

Электронные образовательные ресурсы

Доступ обучающихся к  электронным образовательным ресурсам в ДОО  не предоставляется.

Специальные технические средства обучения

Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья не предусмотрено.

Условия для беспрепятственного доступа в общежитие, интернат

Общежитие и интернат на балансе МБДОУ "Детский сад №3" отсутствуют

Жилые помещения в общежитии, интернате

Жилых помещений в общежитии, интернате при МБДОУ "Детский сад №3" не предусмотрено

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie